Что нам стоит терем построить!


Программные задачи:

Предварительная работа:

Материал к занятию: Предметные картинки по теме «Дома», альбомный лист бумаги, подносы с заготовками «брёвнышек», клей, кисть клеевая, цветная бумага, ножницы, макет избы.

Ход занятия

Скоро наступит лето. Многие из вас поедут отдыхать в деревню. Вот как об этом мечтают дети. (Дети читают стихотворения).

Поеду к бабушке в деревню
Там ждут меня друзья-луга,
Там ждут меня друзья-деревья.
Друзья-цветы, друзья-стога.

Поеду к бабушке в деревню –
Она не очень далеко.
Там ждёт клубничное варенье,
Там ждёт парное молоко…
                        М. Пляцковский

Ребята, вы сейчас послушали стихотворение. О чём оно?

– А что может каждый из вас рассказать о своей деревне? (Рассказы детей).

Молодцы, ребята! Слушая ваши увлекательные рассказы о деревне, нам всем захотелось там побывать.

– А сейчас я предлагаю вам послушать загадку, в отгадке которой спряталось то, без чего в деревне трудно выжить. Слушайте внимательно.

Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)

– О чём эта загадка? Как вы догадались?

Почему жителям деревни так плохо без зелёного друга?

– Как вы думаете, что за сотни рук и тысячи ладошек он готов нам протянуть?

– Правильно, ребята. Там, где рядом лес и много зелени, всегда очень красиво. Вот почему вблизи от леса находится так много деревень, сёл, посёлков.

– Давайте все вместе вспомним, из какого материала в старину люди строили себе жилище? (из брёвен, из дерева).

– Если дома из брёвен, из дерева, то они какие? (Деревянные, бревенчатые).

– В таких домах сухо, тепло, и уютно и поэтому в них охотно и с удовольствием живут люди.

– Но не только люди живут в домах. Скажите, кому ещё нужен дом? (Животным, птицам, рыбам, насекомым).

– Посмотрите внимательно на эти необычные постройки. Как вы думаете, что это? (Жилища)

– А кто их построил? (Животные, птицы, насекомые)

– Кто построил вот этот дом? (Птицы) Как он называется? (Гнездо) Это птичий дом.

– А этот, чей дом? (Медвежий). Как он называется? (Берлога).

– А этот? (Волчий). Как он называется? (Логово).

– Кто живёт в этом доме? (Муравьи). Чей этот дом? (Муравьиный). А называется он…. (Муравейник).

– У собаки чей дом? (Собачий). Как он называется? (Конура).

– А у пчёл как называется дом? (Улей). Значит, это чей дом? (Пчелиный).

– Как называется этот дом? (Конюшня). Чей этот дом? (Лошадиный).

– Назовите и покажите те дома, которые построили сами птицы, животные, насекомые.

– А кто построил конюшню, конуру, ульи? (Человек).

– Что вы можете рассказать об этих жильцах? Почему о них заботится человек?

– Для чего животным, птицам, насекомым нужен дом? (Охраняет от дождя, сильного ветра, врагов, выводить потомство).

– Дома нужны всем: и людям, и животным, и птицам, и насекомым– всем живым существам. Все дома одинаково дороги жильцам, поэтому они их берегут, охраняют, а если надо, ремонтируют, обновляют.

Физкультминутка: «Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и другую сторону.)

Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперёд, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем.
Наши ноги упражняем.
(Приседание.)

– А сейчас я вас приглашаю в сказку и предлагаю поиграть в игру «Угадай, чей домик?» По картинкам с изображением сказочных персонажей догадайтесь, из какой они сказки? («Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Гуси– лебеди»).

– Вы правильно назвали сказки, а теперь попробуйте догадаться, в чём сходство и различие этих сказочных домиков? (Деревянные, бревенчатые).

– Правильно, все они деревянные и бревенчатые и даже расписные и этим очень похожи на дома, в которых живут люди.

– Посмотрите внимательно на этот дом (бревенчатый) и скажите, как его можно назвать по-другому? (Изба, сруб).

– Для строительства таких ломов выбирали высокие, стройные сосны и ели, стволы которых были обязательно прямыми и крепкими. Их очищали от сучьев и коры и составляли между собой. Всё это делалось с помощью одного инструмента. Как вы думаете, какого? (топора). Вот как об этом говорится в народной пословице: « Не взявшись за топор, избы не построишь»

Дети проговаривают эту пословицу все вместе, по одному.

– А теперь обратите внимание на крышу. Что она вам напоминает?

– Правильно, она напоминает треугольник. Все избы в деревне стоят лицом к дороге. Вот на этой картине можно всё это увидеть.

– Дети, а мы с вами знаем много пословиц о домах. Давайте их вспомним.

  • «Дома, как хочу, а в людях как велят».
  • «Дома ешь, что хочешь, а в гостях что дадут».
  • «Дома и стены помогают».
  • «В гостях хорошо, а дома лучше».
  • « Без хозяина дом – сирота».
  • «Дом вести – не лапти плести».

Физкультминутка

(Проводится игра» Золотые ворота». Дети берутся за руки, образуя круг. В центр круга встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх, делают «золотые ворота». Рядом с воротами кладут ленточку. При помощи считалки выбирается водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает одной из стоящих пар, при этом все дети поют:

В золотые ворота проходите, господа:
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий – не пропустим вас!

Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к ленточке. Первый, взявший ленточку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встаёт в пару с водящим в круг).

– Отдохнули? А сейчас я приглашаю вас на стройку. Что вы здесь видите? Как вы думаете, что мы будем делать на стройке?

– Правильно строить. Каждый из вас должен построить избу, а все вместе – село или деревню.

– Если мы будем строить, то, как нас можно назвать? (строители).

– Правильно, строители. А можно ещё сказать: плотники, дроводелы.

– Как вы думаете, что означает слово «дроводелы»?

– Правильно, именно плотники, дроводелы возводили избы, дома-терема.

Дроводелы – плотники –
Важные работники.
Без гостей лишь топором
Они могут сладить дом.

– Что значит «сладить дом»?

– Для того чтобы нам сладить дом, потребуются брёвнышки, клей и, конечно, ваши руки. Наклеивая «брёвнышки» друг на друга, сложим стену дома.

Надстроим сверху крышу из двух «брёвнышек» и терем готов. А чтобы терем выглядел нарядно и сказочно, украсим его.

– Прежде, чем приступить к выполнению задания, потренируем наши пальчики.

Проводится пальчиковая игра: «Вот помощники мои».

Есть у любого
Два кулачка.

Хлопнул один
По другому слегка.

Ну а ладошки
Не отстают,

Следом за ним
Весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.

А ладошки тут
Тут как тут,
Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,

А ладошки-баловницы
Тоже не отстали.

Под русскую народную мелодию дети выполняют задание.

– Получились настоящие терема: расписные, нарядные, сказочные. Можно расставить их друг против друга на некотором расстоянии.

– Глядя на эти терема, невольно представляешь село, деревню, посёлок.

– Сегодня на нашем занятии родилось новое село. Как вы хотите его назвать?

– Красивые, современные названия вы придумали для села. Здесь обязательно будут жить новосёлы, а значит, быть новоселью.

– А кто скажет, что такое «новоселье»?

– Правильно, это праздник, на который приглашается много гостей. И среди них обязательно будут строители.

Всей семьёй
Мы построили новый дом!

Ряд за рядом брёвна
Положили ровно.

Дом готов. А теперь
Ставим лесенку и дверь.

Вот и печка,
И труба,

Два крылечка,
Два столба.

Чердачок построили,
Тесом дом покрыли.
И готов наш новый дом!

Тили-тили-тили бом!
Приходите в новый дом!

Исполняется хоровод «На всю улицу веселье», муз. Золотарёва.