Часы. Пять минут – много или мало?


Цель:

  1. Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни.
  2. Закрепить умение детей узнавать время по часам.
  3. Развивать исследовательский интерес, любознательность и мышление.
  4. Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля, умение работать малыми группами.

Материал.

Демонстрационный:

  • мини-музей «Часы», кроссворд;
  • компьютер, магнитофон;
  • компьютерные презентации.

Раздаточный:

Ход занятия

Воспитатель:

Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы.)

- И сегодня на занятии мы будем говорить о часах. Но прежде скажите мне, пожалуйста, зачем нужны часы? (Ответы детей.)

- Правильно! Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.

- Чтобы вспомнить некоторые понятия, относящиеся к часам, давайте разгадаем кроссворд.

Кроссворд.

  1. Как называется круг с цифрами в центре часов? (Циферблат.)
  2. Назовите короткую толстую стрелку, движущуюся медленно? (Часовая.)
  3. А как называется стрелка, которая длиннее, тоньше часовой, и движется в 60 раз быстрее? (Минутная.)
  4. Две сестрицы друг за другом
    Пробегают круг за кругом
    Коротышка – только раз,
    Та, что выше каждый час. (Стрелки часов.)
  5. Мастер, который чинит часы… (Часовщик.)
  6. Как называются главные часы нашей страны? (Куранты.)

Воспитатель: Итак, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?

Дети: Часы.

Воспитатель: А вы, ребята, хотите быть часовщиками?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пройдемте за столы и выполним задание (работа за столом):

«Дорисуй стрелки к часам так, чтобы они показывали время, указанное под часами» (Приложение 1).

После выполнения задания – вопросы:

  1. Какое время показывает будильник?
  2. Наручные часы?
  3. Настенные часы в форме круга?
  4. Настольные часы?
  5. Настенные часы в форме квадрата?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

Дети: По звездам, по солнцу, по растениям и т.д.

Воспитатель: А вы хотите больше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в наш мини-музей.

Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас,
О древних часах, о неточных вчерашних,
О том, как часы появились на башнях,
О том, как точней стали в тысячу раз,
Время пришло, начинаем рассказ.

Ребенок 1:

Когда-то часов электронных не ведали.
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе
Но все ж опоздания были не в моде.

Воспитатель: Да, ребята, самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время – солнечные часы. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещенном солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

- Почему, часы солнечные называют капризными? (Ответы детей.)

- Всегда ли можно определить время по этим часам и почему? (Ответы детей.)

Ребенок 2:

Шли годы. Часы появились иные
Клепсидрою звались часы водяные.
Ораторам время считали они.
Лить воду в речах запрещалось в те дни.

Воспитатель: Здесь вы видите водяные часы, сохранившиеся до наших дней. Одновременно с водяными существовали «песочные» часы, устроенные по такому же принципу.

Ребенок 3:

И вот появляются более точные
Их называют часами песочными.
Впрочем для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.

Воспитатель: Песочные часы используются и в наше время. Кто знает, где они используются? Чем они не удобны в использовании? (Ответы детей.)

Ребенок 4:

Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает.
Падает шар, и гремя, и звеня…
Сони боялись часов, как огня.

Воспитатель: Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.

- Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

Физкультурная минутка.

«Бьют часы на башне: тик-так, тик-так.
Вот стенные поживей: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат:
Тики-таки, тики-таки, тики-таки, так!

Ребенок 5:

Нынче хронометр кажется старцем,
Всюду часы электронные с кварцем.
И все же, хоть время несется стремительно,
Над прошлым не смейся,
Ведь все относительно.
Вдогонку за временем следуй, за веком,
Будь современным во всем человеком.

Воспитатель:

  1. В каких современных приборах вы встречали электронные часы? (Ответы детей.)
  2. Чем электронные часы отличаются от механических? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у меня для вас задание (работа за столом). Нужно соединить механические часы с электронными, показывающими одно и то же время. И мы узнаем как хорошо вы ориентируетесь во времени по часам (Приложение 2).

Игра «Назови часы одним словом»

  1. Часы, которые носят на руке? (Наручные.)
  2. Часы, которые носят в кармане? (Карманные.)
  3. Часы, которые висят на стене? (Настенные.)
  4. Часы, которые стоят на столе? (Настольные.)
  5. Часы, которые стоят на домашнем камине? (Каминные.)
  6. Часы, которые стоят на полу? (Напольные.)
  7. Часы, которые находятся на башнях? (Башенные или куранты.)
  8. Часы, которые находятся на кораблях? (Морские.)
  9. Очень маленькие часы? (Миниатюрные.)
  10. Часы, которые будят нас по утрам? (Будильник.)

Воспитатель: А есть еще часы природные! В старину в деревне такими живыми часами был петушок.

Ребенок 6:

Кукареку – кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Воспитатель: К природным часам можно отнести и одуванчики. Они дружно раскрываются в 5 часов утра, а к двум – трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Ребенок 7:

У реки – зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
«На часах ровно пять,
Можете еще поспать!»

Воспитатель: Кувшинки – это речные часы. В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течении всего дня поворачиваются за солнцем.

Ребенок 8:

Речные часы – кувшинки
Такие нежные «мальвинки»
Раскрываются в семь утра
Часами туристов зовутся не зря.

Воспитатель: Видите как много мы сегодня узнали о часах. Какие были первые часы и последующие, как все они работают и как называются. Ну, а самыми точными часами являются атомные часы. О них мы узнаем на следующем занятии.

Время нашей жизни на Земле ограничено. Часто нам приходится сознавать, что на многое не хватает времени. Так что не удивительно, что время представляется нам таким драгоценным. Хотя время во всем мире движется с одинаковой скоростью, каждый из нас воспринимает минуту или неделю по-разному, в зависимости от жизненной ситуации. Иногда минута или час могут пролетать очень быстро, а иногда тянутся бесконечно долго.

Давайте проведем эксперимент с использованием песочных часов.

Сейчас вы в течении двух минут будете раскрашивать цветы, а наши гости – следить за часами. Затем скажем: «Для кого как прошло время?» Итак, начали.

(Ответы детей и гостей.)

Можно сделать вывод, что когда в глубокой сосредоточенности занимаешься интересным делом, кажется, что время течет очень быстро. А когда мы ничем не заняты, или находимся в состоянии страха или заняты скучными делами, кажется , что время замедляется.

Игра «Закончи предложение».

  1. Время мчится, когда ............ (ответы детей).
  2. Время ползет, когда ............ (ответы детей).

Воспитатель: И в заключении нашего занятия хочу предложить вам выполнить творческое задание в течении 5 минут, время будут отмерять опять же песочные часы. Вы должны создать макет часов совместными усилиями из различного подручного материала (работа детей, звучит музыка).

Воспитатель: Все успели? Вам хватило времени? Скажите, 5 минут: это много или мало, как вам показалось? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня устали на занятии?

- Значит оно вам понравилось?

- Время пролетело быстро или нет? (Ответы детей.)

Ребенок 9:

Я уже большой, я сам
Узнаю время по часам.
Посмотрю на циферблат
И отправлюсь в детский сад.
Спрашивать не стану деда,
Долго ль ждать еще обеда?
Научить могу и вас
Узнавать, который час!

Используемая литература:

  1. Черненко Г.Т. Часы и время. (Школьный путеводитель).
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. (Методическое пособие).