Цикл занятий: "Как ткани ткут и нитки прядут"


Задачи:

Предварительная работа:

Структура и методические приемы:

1. Беседа.

– Как человек в своей жизни использует растения? (Для чего нужны растения в жизни человека?)

2. Дидактическая игра “Что для чего нужно?” (Классификация растений).

На полу разложены 4 обруча по 2, так, чтобы они пересекались между собой. В обручах лежат карточки с названиями: технические культуры, лекарственные растения, декоративные, съедобные. Дети берут со стола картинки с изображением этих растений и раскладывают их в обручи, согласно карточкам. А в места соединения обручей они помещают те растения, которые могут иметь общие свойства. Например, фиалка – это декоративное растение и в тоже время лекарственное.
Лен и хлопок – это технические культуры. Их используют для получения волокна (волокнистые). Даже можно сказать, что эти растения нас одевают. Посмотрите, таких растений немного в природе.

3. Показ хлопка и льна в натуральном виде (гербарий, картинки, коробочки).

Сравнительная характеристика:

Если лен растет в северных областях России, то хлопок растет на юге. Почему? (Лен – растение длинного дня, хлопок – короткого дня, растет долго.)
Если лен растет отдельными стебельками, то хлопок растет кустиком. Это однолетние травянистые растения.
– Сырьем для ниток у льна является стебель, а у хлопка коробочка.
– У льна коробочка маленькая; в ней находятся маленькие, мелкие, блестящие, скользкие, хрупкие семена.
– У хлопка коробочка крупная, большая, с ватой, внутри которой находятся крупные, твердые, жесткие, мохнатые, пушистые семена. Этот пух и используют (вата).
– Нитки из хлопка толще, а из льна – тоньше.

Дети делают сравнение, рассматривая семена, вату, волокна льна через лупу.

Эти растения не похожи друг на друга, но из них делают ткань, вот это их и объединяет.

4. Исследовательская деятельность.

Обследование ткани (через лупу рассматривают переплетение ниток, сравнивают).

– Как вы думаете, в чем отличие льняной ткани от хлопчатобумажной?
– Что у них общего?
– Это натуральные ткани, они изготовлены из растений.

5. Рассматривание вещей из льна и хлопка в “Музее льняных и хлопчатобумажных вещей”.

6. Дидактическая игра “Найди и назови”.

Дети находят изделия из льна и хлопка и называют ткань.

– Как вы думаете, из чего сделаны эти вещи?

7. Игра – эксперимент “Покрасим ткань” или “Красим ткань рисунком” (способ набивки).

На ткань накладывается трафарет узора и прокатывается сверху валиком, который обмакивается в краску растительного происхождения. Затем ткань высушивается, проглаживается (после занятия) и рассматривается с детьми.

8. Итог.

– Сегодня мы с вами познакомились с двумя культурами – льном и хлопком. Из них делают натуральные ткани. А как делают другие ткани, вы узнаете в следующий раз.

    По горам, по долам ходит шуба да кафтан

Задачи:

Расширить знания детей о животных, которые дают натуральный продукт для изготовления одежды. Развивать речь детей (описание, рассуждение, сравнение). Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей.

Структура и методические приемы.

1. Беседа

Загадка: По горам по долам ходит шуба да кафтан.

– Почему в загадке так сказано ходит шуба да кафтан? (Ответы детей)
– Кафтан – старинная верхняя одежда, с глубоким запахом и длинными рукавами. (Показ рисунка)
– Так из чего же сделан кафтан? (Из шерсти)

2. Исследовательская деятельность.

Дети рассматривают через лупу шерстяные вещи, определяют на ощупь их качества и сравнивают (варежки, шапки, свитера, пальто, брюки, валенки, изделия из войлока и т.д.).

– Давайте определим с вами, из чего сделаны эти вещи?
– Какие животные кроме овец дают шерсть? (Коза, верблюд, лама, альпака, викунья, собака, кролик)
– Какое животное занесено в Красную книгу? (Викунья – дикое животное с самой теплой, мягкой, тонкой, красивой, самой лучшей на свете шерстью)

Сравнение шерсти овечьей, козьей и кроличьей. Рассматривание под лупой.
Рассказы детей о процессе изготовления шерстяной вещи.
Дети раскладывают картинки на которых изображен процесс получения шерстяных вещей: стрижка овец --> стирка шерсти --> расчесывание --> прядение нитей --> окрашивание --> вязание (ткачество - ткач) --> вязаные вещи.

3. Практическая работа.

– Давайте и мы с вами попробуем окрасить шерстяные нити (используются растительные красители).

4. Итог.

– Как украшают шерстяные вещи?
– Вяжут шерстяное изделие из разных ниток, создавая узор.
– Красят готовые изделия.
– Вышивают, украшают бисером, бусами (у других народов).

Ткани всякие нужны, ткани всякие важны

Задачи:

  • Обобщить знания детей о тканях – натуральных и искусственных, об их происхождении.
  • Учить детей классифицировать ткани на натуральные и искусственные. Закрепить знания детей о вещах, которые изготовлены из натуральных и искусственных тканей. Познакомить с техникой узелкового батика. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Структура и методические приемы:

1. Дидактическая игра на классификацию тканей “Магазин тканей”.

Перед началом игры дети вспоминают виды тканей (натуральные и искусственные). Детям предлагаются карточки, на которых изображены предметы одежды. На витрине (столе) разложены образцы различных тканей. Дети подбирают ткань, согласно своей карточке и объясняют, почему выбрали именно эту ткань.

– Чем отличаются натуральные ткани от искусственных?
– Натуральные ткани изготавливают из натуральной продукции, которую дают растения и животные.
– В одежде из натуральных тканей человеку комфортно, летом в них прохладно, а зимой – тепло.
– Она не электризуется.
– Одежда из искусственных тканей яркая, имеет сочные цвета.
– Она не пропускает воздух.
– Искусственные ткани очень часто используются в промышленности (не горят, не пропускают воду, очень прочные).

2. Исследовательская работа.

Детям предлагается намочить натуральную ткань и искусственную.

– Какая быстрее впитает воду?
– Для чего это важно?

3. Беседа.

– Дети, откуда могла взять бабушка нитки для рукавичек?
– У верблюда, ламы, альпаки – у них шерсть необычайно теплая. Каждая шерстинка – целое сооружение, вокруг основного волоса множество малюсеньких волосков, изогнутых причудливым образом. Волоски упругие, как пружинки: сожмешь их, потом отпустишь – они снова распрямляются, поэтому в шерсти этих животных застревает много воздуха и получается как бы воздушная шуба, которая хорошо сохраняет тепло.
– У кролика, собаки (ее шерсть имеет лечебные свойства).
– У ангорской козы, из шерсти которой прядут знаменитый мохер.
– Как проверить натуральность шерсти?

4. Практическая работа.

Воспитатель поджигает кусочек натуральной шерстяной нити и обращает внимание детей на то, что нить горит и издает специфический запах паленой шерсти животного. При горении искусственной нити, дети видят, что она плавится.

5. Логическая задача.

– Что общего между гусеницей, тканью и шелковым платьем?
– Гусеница вырабатывает шелковую нить, из нити ткут шелковую ткань, из ткани шьют шелковое платье (шелковая нить).
– Почему бабочку назвали тутовым шелкопрядом?
– Потому что ее личинка – шелковичный червь ест только листья тутового дерева и в огромном количестве (ест – и растет, ест – и растет), пробовали его кормить другими растениями – листьями ежевики, он их ел, но рос хуже, и коконы получались не высшего сорта. Бабочка тутового шелкопряда стала домашней, потому что совсем не летает.

6. Практическая работа: покраска шелка методом узелкового батика.

У каждого ребенка кусочек шелковой ткани, крупная пуговица на ножке и резинка. В центр ткани кладется пуговица и ткань закручивается резинкой в виде узелка. Этот узелок опускается в краску растительного происхождения, находится там некоторое время, затем вынимается, разворачивается и высушивается (после просушивания и глажения рассматриваются узоры).

7. Игра “Дом моделей”.

Дети показывают модели одежды, а ведущий (ребенок) поясняет, из какой ткани изготовлена эта вещь.