Функционирование и развитие ДОУ в педагогическом пространстве


Переход коллектива на работу в режиме развития предполагает обновление модели методической работы.

Система методической работы в нашем детском саду – это часть системы работы с кадрами, часть системы управления педагогическим процессом, часть системы повышения квалификации педагогов, их непрерывного образования, а так же неотъемлемая часть педагогического сотрудничества с родителями.

Задача методической службы, работающей в режиме развития это - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Правильное определение целей и задач методической работы поможет выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с коллективом. Содержание методической работы направлено на реализацию Образовательной программы, Программы развития ДОУ и Годового плана, отвечать требованиям современного дошкольного образования, выполняя общие задачи страны, региона, города, и в то же время должно быть сугубо индивидуальным, применительно к условиям данного дошкольного учреждения.

Основные направления методической работы ДОУ.

В информационной деятельности:

В диагностико-прогностической области:

В области содержания образования :

В области повышения квалификации:

В качестве основных критериев оценки эффективности методической работы можно использовать критерии, предложенные Ю.К. Бабанским:

- результативность (этот критерий означает, что результаты образовательного процесса растут, достигая оптимального уровня или приближаясь к нему)

- рациональность затрат времени, экономичность

- стимулирующий характер методической работы (критерий проявляется в создании в коллективе положительного микроклимата, способствующей росту творческой самостоятельности педагогов)

Цели, задачи и содержание методической работы находятся в прямой зависимости от её форм. Они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех её звеньев. Формы методической работы могут быть коллективными, индивидуальными. Они должны оптимально сочетаться.

К индивидуальным формам работы относятся:

  • индивидуальные консультации,
  • стажировка,
  • наставничество,
  • самообразование,
  • работа над личной творческой темой.

Наибольшее внимание заслуживают коллективные формы:

1. Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Эта форма заседаний является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы развития дошкольного образования, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с “людьми науки” - преподавателями АГПУ, АФ ККИДППО.

2. Семинары-практикумы

Требуют более серьезной подготовки, т.к. воспитатели знакомятся с результатами собственной поисковой исследовательской работы.

В центре внимания на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства педагогов.

3. Различные формы заседаний: диспуты, “круглый стол”, дебаты, дискуссия

Это целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями с целью поиска истины. И существенной её чертой является равный диалог всех её участников.

Мы провели “круглый стол” на тему: “Формирование здорового образа жизни дошкольников в ДОУ и семье”, целью которого было повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании ЗОЖ у дошкольников, совершенствование их валеологической культуры, развитие коммуникативных умений, сотрудничества с родителями.

4. Деловые игры, ролевые игры, игры-имитации

Любые игры связаны с определенными правилами для играющих. По сути, игра – состязание 2-3 групп, которое направлено на достижение определенной цели или решения определенной проблемы. В ходе игры педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. А главное игры способствуют активизации самообразования педагогов в работе над развитием профессиональных качеств.

5. Открытые занятия

Открытое занятие или мероприятие – это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно маленького, но педагогического открытия. Обязательно - обсуждение открытого занятия. И это – предмет серьезного разговора, корректирования, анализа.

6. Выставки, отчеты по самообразованию.

Выставки, отчеты по самообразованию воспитателей требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагогов (доклады, рефераты, буклеты, памятки, разработки занятий, образовательные проекты, создание авторизованных программ, дидактических пособий).

7. В организационной структуре методической работы необходимо учитывать и такую форму работы как Педагогический совет – высший орган педагогического руководства ДОУ. Здесь решаются вопросы по обновлению и повышению качества воспитательно-образовательного процесса, проблемные вопросы и многое другое.

(Приложение 1)

Мы убеждены, что многих проблем дошкольного образования можно избежать, если постоянно повышать уровень родительской культуры. Необходимо обеспечить тесное и сотрудничество и содружество детского сада и родителей, постоянное взаимодействие. В нашем учреждении для родителей проводятся различные мероприятия – это экскурсии по детскому саду, открытые занятия, собрания, спортивные мероприятия, ярмарки, концерты и, конечно же утренники. Такие мероприятия как экскурсия и открытые занятия дают возможность родителям ближе познакомиться с воспитательно-образовательной работой детского сада. У нас организованы дополнительные образовательные и оздоровительные услуги. Их содержание значительно расширяет содержание дошкольных образовательных программ и технологий, реализуемых в ДОУ.

Об эффективности взаимодействия с родителями можно судить по таким признакам как положительная оценка деятельности детского сада и педагогов родителями, их готовность и желание нам помогать, высокая степень информированности о состоянии дел в детском саду среди родителей.

Важную роль в организации педагогической деятельности в режиме функционирования и развития играет система контроля. Контроль, как важная функция процесса управления, является основой для принятия управленческих решений и повышения компетентности руководителя как педагога и администратора. Заведующая контролирует выполнение решений педагогического совета, качество знаний, умений и навыков у детей, ведение документации каждым воспитателем, организацию и осуществление непосредственной работы с родителями.

Регулирование педагогического процесса осуществляется на основе комплексного планирования контроля, что позволяет заранее определить объекты, сроки, формы и методы контроля. Результирующая оценка качества педагогического процесса складывается:

  • из самооценки воспитателя;
  • оценки родителей;
  • оценки руководителя (или экспертной группы).

Контроль и оценка работы педагогов становятся эффективнее, если контролируемый будет убежден в объективности оценки, воспримет ее как полезную информацию, узнает способы устранения выявленных недостатков, захочет их устранить, и будет уверен, что необходимую для этого помощь ему окажут.

Основная задача, которую решают заведующая и её заместители, - формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели, стоящие перед ДОУ в режиме развития. Только коллективу с высоким уровнем развития по плечу достижение целей.

(Приложение 2)

Сегодня существуют разные модели организации методической службы, разные подходы к её структуре и содержанию. Что будет использовать детский сад, зависит от его возможностей и особенностей педагогического коллектива. Методическая работа с кадрами успешно осуществляется тогда, когда все члены педагогического коллектива заинтересованы в каждом этапе деятельности ДОУ, анализируют успехи и неудачи, подходят к делу творчески, поддерживают и помогают друг другу.

Думаем, все согласятся с тем, что от грамотной организации работы методической службы зависит функционирование детского сада в режиме развития. Мы прекрасно понимаем, что в современном, каждый день меняющемся мире невозможно обеспечить педагога готовыми решениями проблем, поэтому задача службы – направить воспитателей на самостоятельный поиск выхода из нестандартной ситуации. Работая в режиме развития, педагог постепенно учится сам соотносить, имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиями, а главное – с конкретными детьми.

Наше сознание - весьма консервативная система и она сопротивляется принятию новых смыслов, даже самых необходимых. Это естественно, и такая сопротивляемость - залог сохранения многих необходимых традиций. Однако новые условия, в которых оказалось российское образование, требуют пересмотра многих устоявшихся позиций.