Занятие в подготовительной группе "Звуки [м–м'] и буква М, м"


Цели:

  • Уточнить артикуляцию звуков;
  • Познакомить с буквой Мм;
  • Упражнять в звуко-слоговом анализе слов;
  • Продолжать учить определять мягкость и твердость согласных;
  • Закреплять образ букв;
  • Воспитывать внимательность, усидчивость.

Методические приемы:

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход занятия

Дети проходят на ковер.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие и познакомимся с некоторыми обитателями моря. Но для того, чтобы путешествовать по морю, необходимо быть выносливыми, смелыми и внимательными. Поэтому перед предстоящим путешествием я предлагаю сделать небольшую разминку. Образуйте пожалуйста круг без рук, мы поиграем в игру, которая научит вас хорошо слышать и быть внимательными.

Внимательно слушайте и составите слово из двух одно (с мячом).

  • Кино+театр,
  • Пар+везет,
  • Звезда+летать,
  • Пар+ход,
  • Лед+колоть,
  • Сам+летит,
  • Фото+аппарат,
  • Вода+провод.

Молодцы, очень внимательные путешественники.

Но море ребята полно неожиданностей, а вдруг нам на пути встретится акула!

Мы должны будем быстро спрятаться.

Покажите мне свои язычки!

А язычок наш, как ребятки, тоже очень любит прятки. (прятки)

Он за зубки быстро прыг.
Где, ребята ваш язык?

Показали и опять (лопаточка)

За зубами не видать (прятки)

Улыбнулась детвора (улыбочка)

Как нам нравится игра

А кто у нас самый внимательный путешественник? Не подглядывая на панно букв, кто сможет вспомнить, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? А в какую квартирку мы ее поселили? Пойдемте посмотрим как она там поживает. Ой а буквы-то нет, но есть записка (отгадайте, где я?). Чтобы отгадать, где спряталась буква, надо прочитать слово по первому звуку. (ослик). (дети находят букву у ослика).

(Дети садятся за столы).

Ребята, а ведь я тоже с вами в морское путешествие хочу отправиться, значит и мне разминка нужна. А я сейчас спою.

На море я гляжу
ма-мо-му
По морю плыть хочу
ма-мо-му
И вот я в лодочке
мя-мё-ме
Плыву я по волне
мя-мё-ме.

Какой звук вы слышали чаще всего, когда я пела песенку? Вы заметили, что он звучал по- разному? Как он звучал, когда я пела с девочкой в синем платье? А в зеленом? (дети определяют твердость и мягкость звуков.).

Настало время дать имена нашим звуковым девочкам, как мы их назовем? [М и МЬ].

(делаем артикуляцию звуков перед зеркалами).

Кто скажет, звук [М] гласный или согласный? Почему?

И так, я думаю, мы хорошо подготовились к путешествию и нам пора отправляться.

Кажется на горизонте появился первый обитатель морских пучин. Кто это?

Ребенок:

Это рыба камбала
Очень плоская она.

Положите перед собой карточки и определите, где находится звук [М] (в начале, в середине или в конце слова).

Плывем дальше. Интересно, кто же нас на пути еще поджидает?

Ребенок:

С ней вы ребята не плавайте рядом
Медуза опасна, ужалит вас разом.

Из скольких слогов состоит слово «медуза»? Какой первый, второй, третий слог?

Наше путешествие продолжается! Посмотрите в бинокли. Чьи это ноги и почему их так много?

Ребенок:

Он морской пучины житель
Вы друзья с ним не шутите
Сразу восемь цепких ног
Пустит в дело осьминог.

В слове «осьминог» звук [М] твердый или мягкий?

Плывем дальше. А кто это там, на льдине?

Ребенок:

Гордится морж усами
И острыми клыками
Он в Арктике живет
Где снег вокруг и лед.

Делаем звуковой анализ слова «морж».

Физминутка: (логоритмика по картинкам – краб, акула, пингвин, скат, кит, тюлень).

Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться. А пока плывем обратно, вспомним, с кем мы повстречались.

Ой ребята, мы совсем забыли про наших звуковых девочек. Давайте познакомим их с родной сестричкой буквой М. На что похожа буква?

Ребенок:

Вот качели буква М
Здесь качаться можно всем.

Рисуем букву М пальчиком в воздухе. А теперь внимательно посмотрите на букву и скажите, сколько в ней элементов? Какие это элементы. Все ли палочки одинаковые? А давайте проверим. (разрезаем букву на элементы).

Настало время поселить букву в домик.

Ребята, за то, что вы были прекрасными морскими путешественниками, я приготовила для вас сюрприз. Закройте глаза.

За нами слова по волне бежали МИ и ОМ они потеряли. (читаем слоги).

А мне тоже хочется, чтобы вы для меня сделали сюрприз. Выполните задание, которое я для вас приготовила. Я закрываю глаза, выполняйте. (работа с карточками, дети обводят только гласные звуки красным карандашом).

В конце занятия проводится работа по развитию мелкой моторики рук: дети выкладывают бисером ножки осьминогам на пластилиновых пластинах.

Итог: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось? Какое задание показалось вам самым сложным? Укажите фишкой как вы сегодня поработали?

Вы все молодцы!

Фоторяд