Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе


Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его "вхождения" в окружающий мир. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.

Сенсорное развитие детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины, а значит, эталонные представления не формируются своевременно.

Что же такое сенсорные эталоны? Это своеобразные чувственные мерки, которые сложились исторически, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка.

В работе по формированию системы сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР мы ставим следующие задачи:

Для решения этих задач в нашем детском саду создана специальная коррекционно-развивающая сенсорная среда, в которой широко представлен материал Монтессори. Весь используемый дидактический материал для проведения работы по формированию системы сенсорных эталонов мы поделили на несколько групп:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, "почтовые (проблемные) ящики", плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и сортировки);
  • полифункциональные материалы - объемные набивные модули, крупные напольные конструкторы-модули, пуфы, сенсорные коврики;
  • игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики: "сенсорная тропа" для ног, массажный коврик, мячи различной конфигурации, кольцебросы, обручи, шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, зерна), коробки, банки, лотки для их раскладывания; различные виды застежек - крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы, наборы веревочек и лент;
  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы, математические коврики.

Основной формой организации обучения детей мы считаем занятие. При этом мы избираем индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определенный навык. Далее мы переходим к работе в малой группе (2-3 ребенка), а затем - в подгруппе (5-6 детей). Кроме того, формирование системы сенсорных эталонов осуществляется в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом мы решаем задачи развития восприятия через освоение предметного мира и пространства, через эстетику быта, через ознакомление с природой, в ходе подвижных игр и развлечений.

Выделение формы, величины, цвета - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов возникает только на основе многократного применения, на практике различных способов, проб и примериваний, сравнений самых разных объектов в самых разных ситуациях, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.

Представления детей о форме предметов мы формируем в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние. Важная задача при этом - обучить детей мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур. Дети учатся овладевать практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставления. Особое внимание при этом мы уделяем обучению моделирующим движениям - обведению фигуры по контуру и ощупывающим движениям.

Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, таких как: "Найди пару", "Каждую фигуру - на свое место", "Найди предмет указанной формы", "Определи форму предмета", "Какая фигура лишняя?", "Составь целое из частей", "Из каких фигур состоит машина?" и т.д. Кроме того, развитие данных навыков происходит в процессе рисования и конструирования.

Восприятие различных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины) мы осуществляем с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап работы - различие между предметами по величине. При этом осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами и только потом - мысленно с опорой на рисунок или исключительно по представлению. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание сериационных рядов предметов по параметру убывающей или возрастающей величины (например, упражнение с цветными цилиндрами). Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами. Примеры игровых упражнений: "Сравни предметы по высоте", "Разложи по размеру", "Самая длинная, самая короткая", "Расставь по порядку", "Матрешки".

Работу по ознакомлению с цветом детей с ЗПР мы строим в несколько этапов. Первые игры и упражнения, "Какого цвета не стало", "Найди предметы такого же цвета", "Сложи радугу" предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету. Далее мы даем детям задания, основанные на зрительном сближении, т.е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, затем их названия, а в последующем названия оттенков. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете как свойстве предметов, которые закрепляются в слове - названии, где уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый и т.д.).

Таким образом, от практических действий цветоразличения к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие цвета - это основной путь ознакомления с цветом детей с ЗПР.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития детей.