Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие двигательной сферы


Очень важно не допустить бездумного заучивания и механического запоминания”. (В.А.Сухомлинский).

Нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Психомоторное развитие (т.е. развитие психических процессов, в частности речи), протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, что нарушения психического развития, создают разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями. Поэтому моторика детей с данным речевым диагнозом характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т.е. координация.

Хочется также отметить, что такие дети испытывают проблемы еще и в том, что на занятиях они двигательно расторможены, беспокойны, часто отвлекаемы и неусидчивы.

Для того, чтобы урегулировать неправильные и лишние движения детей, установить равновесие в деятельности нервной системы, а также помочь детям говорить более выразительно и эмоционально, необходима систематическая работа по развитию моторных функций посредством движения, с помощью его различных форм и видов. Таким образом, роль стимула развития речи, в частности ее просодики, играет формирование и совершенствование двигательной сферы детей, имеющих речевые нарушения.

В коррекционной работе с такими детьми я искала такую методику, которая помогла бы мне разрешить вышесказанные проблемы и не перегрузить детский организм. И я нашла такой комплексный подход в методике логоритмического воздействия Г.А.Волковой, которую я считаю своей педагогической находкой. Данная методика помогла мне реализовать образовательные, коррекционные, а также развивающие программы в работе с детьми, имеющих речевую патологию. В этом состоит ее уникальность.

Опираясь на нее, мы, совместно с музыкальным руководителем, составили свою систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Основной принцип построения этой системы - взаимосвязь музыки, движения и слова. Именно музыка помогает детям на занятиях изображать живой и неживой мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.

Следующий принцип- включение в логоритмические средства речевого материала в самых разнообразных формах (тексты песен, хороводы, драматизации, инсценировки, потешки, музыкальные подвижные игры, считалки).

Очень важным принципом является дифференцированная направленность приемов логоритмической работы. Анализ недостатков произвольных движений и речи у дошкольников дизартриков показал, что группу детей необходимо условно разделить на две основные подгруппы:

  • -дети с паретической формой дизартрического нарушения;
  • -дети со спастической формой дизартрического нарушения;

Для занятий мы подбираем музыкально-ритмический материал с учетом характера речедвигательного и общедвигательного нарушений.

Так, для неловких, дискоординированных детей (с явлениями патетичности) мы старались подбирать такие игры и музыкальное сопровождение к ним, которое бы стимулировало их, ободряло (с четко выраженными ритмическими фразами).

Для детей со спастическими явлениями подбираем спокойные игры и музыку, способствующие расслаблению (журчание воды, шум ветерка, дождя и т.д.)

И, конечно же, мы соблюдали в работе принцип последовательности. Для этого все логоритмическое воздействие мы проводили поэтапно.

Задачи подготовительного этапа:

  • - воспитание статики движений;
  • - развитие общих движении ног, рук, туловища;
  • - совершенствование различных видов внимания;
  • - формирование навыков речевого дыхания;
  • - развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица;
  • - постепенное формирование нормального двигательного навыка;

В подготовительном периоде мы стремимся создать для детей психологический комфорт и эмоциональный подъем. В таких условиях успешнее решались задачи основного периода:

  • -развитие моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков;
  • - совершенствование тонких дифференцировок;
  • -развитие голоса как главного компонента просодии речи;
  • - развитие творческой фантазии и воображения;

Многолетний опыт работы с детьми – дизартриками помог мне выявить специфические приемы:

  • - применение подетально расчлененной подачи материала с демонстрацией отдельных элементов;
  • - больше внимания уделять совершенствованию координации и переключения движений;
  • -чередование статических и динамических упражнений для детей с повышенной утомляемостью.
  • - показ упражнений сочетать со словесным объяснением педагога.

Исходя из задач, я планировала свои занятия таким образом, чтобы они включали в себя

Элементы музыкального, физкультурного занятий, элементы занятий по ритмике. Для закрепления всех полученных знаний в конце недели проводилось логоритмическое занятие вместе с музыкальным руководителем. А для того, чтобы успешнее реализовать наши цели, мы составили единое перспективное планирование логопеда, музыкального руководителя и воспитателя.

В нем мы использовали принцип единого тематического планирования и концентрического наращивания материала по всем лексическим темам. За основу занятий мы брали разнообразные сказочные сюжеты, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные игры. Все это способствовало формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживало положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям.

А теперь рассмотрим более детально те логоритмические средства, которые мы используем ежедневно на своих занятиях. А также познакомим со своей системой музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в которых используются данные логоритмические средства.

Практически на каждом занятии мы используем динамические упражнения, включающие в себя различные виды ходьбы, бега и маршировки со словесным и музыкальным сопровождением. Эти упражнения учат первоначальным навыкам ходьбы по кругу, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны. У детей с нарушениями речи, отмечается отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость при ходьбе, замедленность движений. Ходьбу, маршировку, бег, сочетающиеся со словом и музыкой, включаем в каждое занятие. Данные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание на руководящую роль музыки. Для того, чтобы включать эти упражнения в ход занятия, мы используем различные занимательные сюжеты: “Лесная зверобика”, “Веселый зоосад”, “Заводные игрушки”, “На бабушкином дворе” и т.д. Они дают возможность детям превратиться в разных персонажей и быть похожими на них, продемонстрировав данные физические упражнения.

Все движения дети выполняют под выразительный поэтический текст с использованием подобранной музыки или без нее. Чтение четверостиший требуется произносить в умеренном темпе, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это помогает развивать творческое воображение детей, способствует улучшению качества движений, их выразительности и пластичности. Проявляя фантазию и выдумку, ребенок может действовать самостоятельно или же следовать образцу исполнения, который предлагает ему взрослый.

Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок,
Красная бородка,
Важная походка.

Дети идут, высоко поднимая ноги, с хорошо оттянутым вниз носком. Корпус следует держать прямо, голову слегка поднять. Руки расправлены и несколько отведены назад. Во время движения дети активно “ машут крыльями”, поднимая и опуская руки.

Следующие игры и упражнения направлены на развитие дыхания, голоса и артикуляции, как неотъемлемая часть развития просодии речи. Разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, которая проводится в нетрадиционной форме с применением точечного самомассажа и элементами биоэнергопластики, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. С помощью этих упражнений биоэнергия равномерно распределяется в организме ребенка. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

Рисунок 1. “Лягушки”

Рисунок 2. “Клювик”

Рисунок 3. “Нарисуй усы кошке”

 

Рисунок 4. “Веселый клоун”

Рисунок 5. “Грустный клоун”

Рисунок 6. “Лошадка”

Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременновключаем речевой материал, который произносится на выдохе.

Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.

Эти движения, как-бы, усиливают речевой вдох и выдох. А целом эта дыхательная гимнастика насыщает организм ребенка кислородом и укрепляет иммунную и нервную системы. Некоторые упражнения дети придумывают сами и с удовольствием их выполняют.

Рисунок 7. “Птичка” - делать вдох носом с одновременным поднятием рук, на выдохе произносить фр-р-р”, “гр-рр”.

Очень широко применяются нами на занятиях упражнения, регулирующие мышечный тонус детей. Эти упражнения учат управлять своими движениями. С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно-двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения, которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса (ног, рук, головы, шеи, плеч), а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т.д.), а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т.д.).

В процессе этой работы очень активно начинает наращиваться словарь ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы – представления постепенно переходят в образы – понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими.

Рисунок 8. “Кошка выпускает когти”

Рисунок 9. “Мягкие лапки”

Применяем в работе игры-миниатюры, которые учат детей пластичности выполнения движений, оживляют их фантазию и воображение. С помощью этих игр можно организовать отдых ребенка на занятии, т.к. в них чередуется напряжение и расслабление всего тела. Проводятся они под музыкальное сопровождение и выразительный стихотворный текст.

“Качели”
Все лето качели качались и пели,
И мы на качелях к небу летели!
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
Лежат на качелях
Два желтых листа,
И ветер качает
Качели слегка.

Дети раскачивают вперед-назад свободные руки, легко пружиня в коленях. Голова мягко опускается вниз. Кисти рук медленно опускаются. Туловище слегка раскачивается вправо и влево.

Следующее логоритмическое средство счетные упражнения.

Эти упражнения используются нами на занятиях для конфликтных, неуравновешанных детей, для их организации при выполнении заданий. Например, для того, чтобы выбрать одного водящего для игры, используются веселые считалки. Счетные упражнения включаются мною и в организационный момент, когда предлагается посчитать, сколько детей пришло на занятие, пересчитаться по порядку, рассчитаться на первый, второй и т.д. Счет помогает разделиться детям на команды, если в ход занятия включается задание с соревнованием.

Рисунок 10.

Для расторможенных, перевозбудившихся детей включаем такое логоритмическое средство как слушание музыки. Дети с удовольствием слушают музыкальные отрывки, характеризующие различные времена года, движения, повадки, голоса животных, птиц и т.д. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов позволяет привлекать внимание к изменению музыки и регулировать движения детей.

Музыка помогает мне добиться устойчивости внимания детей, когда они начинают уставать на занятиях или слишком перевозбудились. По сюжету занятия можно включить музыку, иллюстрирующую явления природы – журчание ручейка, шум ветерка, шум дождя. Музыкотерапия побуждает сосредоточить внимание и активизировать речевую деятельность.

Мышечный тонус ослабленных, вялых, пассивных детей хорошо развивается с помощью хороводных подвижных игр с пением. Они развивают слуховое внимание, координацию движений, активизируют речевую активность и создают бодрое и радостное настроение. Дети под музыку имитируют текст песни с помощью движений.

“ Танец в кругу ”

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Для напевания используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни “Как пошли наши подружки”.

Мы сейчас пойдем направо
Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно – раз, два, три!
И на место все вернемся
Дружно – раз, два, три!

Тестовыми играми по развитию просодии речи, я считаю игры-драматизации, которые включаются на более поздних этапах обучения. Дети с помощью пантомимики, выразительной речи передают содержание образа своего героя. Движения побуждают детей превращаться в настоящих артистов. Занятия проходят на эмоциональном подъеме детей.

Рисунок 11.“Цапля”

Рисунок 12.“Лебеди”

Рисунок 13 “Журавли”

Таким образом, система этих упражнений и игр дает возможность проявить свою индивидуальность ребенку с различными психологическими особенностями. Занятия проходят на эмоциональном подъеме детей.

В конце я хотела бы добавить, что эта методика носит здоровьесберегающий характер, т.к. включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, формированию осанки, развитию дыхания. А хорошая осанка и правильное дыхание залог здоровья каждого человека.

Данная методика полезна не только педагогам коррекционных групп, но и

  • -родителям;
  • - педагогам-психологам;
  • -учителям начальных классов;
  • -воспитателям дошкольных учреждений любого вида и типа.